Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Автором, разработавшим идею игр звуками, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа.
Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскребывания, потряхивания предмета, постукивание по нему одним пальцем или всеми, ладошкой, различение звуков, любование ими – все это необыкновенно важно для развития тембрового слуха ребенка.
Подыгрывание на детских музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, известной ребёнку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества.
В детском саду для озвучивания различных стихов, сказок и т.д. используем разнообразные музыкальные инструменты. Дома с ребенком можно использовать различные бытовые предметы или инструменты, изготовленные своими руками. Проявите свою фантазию, придумайте вместе с ребенком, чем можно озвучить героя сказки или какое-либо явление. Дети огромные выдумщики, важно чтобы они объяснили, почему для озвучивания выбрали именно тот или иной инструмент или предмет.
Например, маракас можно заменить пластмассовой баночкой из-под йогурта насыпав в нее крупу, металлические звуки треугольника можно заменить чайными ложками и т.д.
Русские народные сказки с их яркими образами представляют огромные возможности для их озвучивания музыкальными инструментами или игрушками.
Озвучивая, например, сказку «Теремок», можно предложить детям подобрать для каждого персонажа инструмент и договориться, кто какую партию будет играть. Например: Теремок – ложки, Тук-тук – деревянная коробочка или два кубика, Мышка – треугольник, Лягушка – бубен, Зайка – ксилофон, Волк – кастаньеты на ручке, Медведь – барабан. Теремок развалился – тутти (одновременная игра всех инструментов).
Рассказывая сказку с детьми 5-6 лет, можно пропускать слова, обозначающие персонажей. Пусть в это время звучит только представляющий его инструмент: «Стоит в поле…(ложки); он не низок не высок, не высок. Бежала мимо …. (треугольник)» и т.д. В конце концов, слова можно исключить совсем: сказку расскажут одни инструменты. Это будет не простое задание для детей, но задание очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память.
На домашнем празднике можно удивить маленьких гостей и вовлечь их в совместное исполнение сказки.
Предлагаю некоторые примеры сказок и стихов для озвучивания. Придумать Вы можете сами придумать звуки для сказок или стихов которые нравятся вашим детям.
Сказка «Курочка ряба»
Жили-были дед да баба (музыкальная шарманка), и была у них курочка Ряба. Снесла однажды курочка яичко(«кудах-тах-тах, кудах-тах-тах»-голосом), да непростое (удар деревянными ложками), а золотое (удар по пластинке металлофона). Дед бил, бил- не разбил (удары молоточком по пластине металлофона в низком регистре) Баба била, била- не разбила (удары молоточком по пластине металлофона в высоком регистре). Мышка бежала, хвостиком махнула (игра на колокольчике), яичко упало и разбилось (Провести по пластинкам металлофона сверху вниз)! Плачет дед, плачет баба (размеренные удары по треугольнику) А курочка им говорит (частые удары по треугольнику): «Не плачь, дед (размеренные удары по треугольнику), не плачь баба (частые удары по треугольнику). Снесу вам яичко другое, не золотое (удар по пластинке металлофона), а простое (удар деревянными ложками)».
Музыкальная сказка «Тайна звуков».
Есть на свете волшебные часы.
И показывают они не время, а времена года.
У каждого времени года свои звуки.
Под Новый год случаются чудеса.
И самые обыкновенные дети, наряжают самую обыкновенную елку самыми волшебными звуками.
Давайте их вместе послушаем.
«Чив-чив-жив-жив! »-радуется весной воробей. (Дети играют на свирели)
«Тепло-светло! » кивают головой цветочки. (Шуршики)
Летом звенит комар и хохочет радуга. (треугольник, тарелки)
Шуршит сухой осенний лист и стучит в окно грустный осенний дождик
«Тик-так! »-это бежит время. (Ложки)
«Скрип-скряп! »-идет по снегу Дед Мороз. (Трещетки)
«Дзынь-дзынь! »-зазвенели разноцветные шарики и сахарные сосульки. (Колокольчики)
«Ба-бах! »-подхватили хлопушки. (баночки с крупой)
«Др-др! »-пробует завести мотор игрушечный автомобиль. (трещетки) «Раз-два-три! »-танцуют вальс легкие снежинки. (ксилофон, металлофон)
«Т-с-с-с! »-сказала Снегурочка. (деревянные палочки)
Она боится, что эти звуки всех разбудят.
«Тиль-лиль-лиль-дон! »-это пришел Новый Год. (погремушки) У каждого времени года свои звуки.
Идут волшебные часы, звучат волшебные звуки.
И сказка не кончается никогда.
Прыг-скок
Прыг-скок! Прыг-скок!
Сел кузнечик на листок! удары по треугольнику
Прыг-скок! Прыг-скок!
Лягушонок - под мосток! удары музыкальным молоточком
Прыг-скок! Прыг-скок!
Скачет козлик по дорожке! удары деревянными ложками
Прыг-скок! Прыг-скок!
Дети хлопают в ладошки!
Весна Побежал в саду ручей, Прилетели сто грачей, А сугробы тают, тают, И цветочки расцветают |
металлофон колыхать бумагой треугольник бубенцы, колокольчик |
Озвучивание стихотворения « Осень»
Тихо бродит по дорожке, Тихо бьют ладошками по барабану.
Осень в золотой одежке.
Где листочком зашуршит, Маракасы.
Где дождинкой зазвенит. Колокольчики.
Раздается громкий стук: Деревянные ложки
Это дятел – тук да тук!
Дятел делает дупло
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел , Румбы.
По деревьям пошумел,
Громче завывает, Тремоло бубнов.
Тучки собирает.
Дождик-динь, дождик-дон! Колокольчики, металлофоны.
Капель бойкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет - Все инструменты
Осень яркая идет!
В результате таких творческих упражнений дети открывают в себе новые возможности, наполняются общей радостью от совместного творчества.